101Кофемашина.Ру

Как варить кофе в турке и выбор «правильной» турки или джезвы

Советы продавца-эксперта с 9-летним стажем. Комментариев: 27

На самом деле, джезва и турка – синонимы. Причем оригинальное название именно «джезва» (арабское слово, дословный перевод «горящий уголь»)

Я не большой любитель кофе по-восточному (он же по-турецки, он же кофе, сваренный в турке) и не великий специалист в данном вопросе. Тем не менее, так как вопросы на эту тему возникают в комментариях с завидной периодичностью, расскажу, что знаю.

Правильная турка для кофе, какая она?

1. Материал

Кофе по-турецки в турке на песке.Перед тем, как тренироваться в варке, неплохо бы заиметь подходящую посуду, верно? Поэтому для начала определимся с критериями выбора правильной турки. Пожалуй, самое главное, что влияет в том числе и на сам процесс, — это материал джезвы. Опуская совсем экстравагантные изделия, как то стеклянные турки (я с такими ни разу лично не сталкивался), они бывают:

  1. Глиняные
  2. Керамические
  3. Алюминиевые
  4. Стальные
  5. Медные
  6. Особняком стоят электрические турки (про них у меня отдельный материал есть)

У каждого типа есть свои плюсы, но я считаю, да и в целом это общепринято, что правильная турка – медная турка с покрытием из серебра (потому что чисто серебряная — очень дорогая)

Глиняные и алюминиевые – самые дешевые. Но первые имеют кроме понятных слабых мест, типа хрупкости (в том числе при перепадах температуры при мытье горячей джезвы), критический минус – они впитывают вкус и запах. То есть если вы планируете варить кофе из разных зерен, то со временем, причем очень скоро, всегда будет получаться какой-то коктейль.

Алюминий имеет похожий минус, при нагревании он тоже взаимодействует с продуктом, хотя это и не приводит к заметному смешению вкусов. Зато такие варианты самые недорогие:

 

Керамические турки лучше глиняных, они не смешивают вкусы, хотя по прочности не ушли далеко вперед. Но у них сохранился другой минус глиняных джезв, не такой критичный, но как по мне существенный: при снятии с огня, керамика продолжает отдавать тепло в напиток, и кофе зачастую убегает, уже будучи снятым с плиты. Так как, повторюсь, я в принципе не особый ценитель кофе из турки, даже меня это часто подводит, с керамикой нужно ловить момент снятий вдвойне внимательно.

Стальные турки в принципе моветон. Дело в том, что любой способ приготовления кофе, хоть эспрессо, хоть альтернативы, хоть по-турецки, требует для идеального результата выдерживания некоторых параметров в как можно более стабильном состоянии. В том числе нагревание. Оно должно быть по возможности максимально равномерным по всей площади напитка. Сталь обладает сравнительно низкой теплопроводностью, и нагрев кофе в такой турке идет неравномерно. Дно зачастую пережигается, в то время как верхние слои напитка могут только-только доходить. В итоге получается какой-то сплошной геморрой при варке. Либо я чего-то не умею.

Ну и получаем, что в сухом остатке лучший вариант – медная турка. У неё максимальная теплопроводность, то есть нагрев идет по всему объему равномерно. При снятии с огня, процесс сразу же останавливается – его легко контролировать. Медь достаточно прочна, легка. Знающий химию читатель может заметить, что медь вступает в реакцию даже активнее, чем алюминий. Да, это так, но медные турки покрывают изнутри пищевым металлом, тонким слоем нержавеющей стали или олова (чаще), а то и серебра (да, вот это идеальный случай, медь с серебряным лужением). Единственный минус: цена подобных турок в среднем наивысшая.

Медная турка

Медь считается лучшим материалом для джезвы. В отличие от дешевых алюминиевых версий медные турки стоят ближе к 1000 руб.

Идеальные турки — турецкие медные с серебряным лужением бренда Soy (в Яндекс.Маркете, в Tasty Coffee можно купить за одно со свежим кофе), ручка из бронзы. С ними побеждают на мировых чемпионатах. Но цена — около 7-8 тысяч рублей. Это мечта, к которой следует стремиться.

2. Форма и толщина стенок

Правильная турка для кофе обязана иметь традиционную, классическую форму трапеции: зауженное горло и более широкое дно, которое примерно на 10-15% шире горла. Зачем нужно такое горло? Во-первых, оно позволяет минимизировать площадь открытой, верхней поверхности напитка, что способствует более плотной шапке пены. Толстая шапка важна для сохранения аромата, она блокирует испарение эфирных масел.

Во-вторых, если дно шире горлышка, значит стенки джезвы имеют наклон – это важно для того, чтобы гуща не поднималась вверх, а наоборот, спускалась по стенкам и концентрировалась на дне. Многие любят кофе по-восточному именно за эти частицы в напитке, взвесь, но вообще говоря, в идеальном кофе по-турецки не должно быть крупных паразитных примесей, либо минимальное их количество.

При этом важно, чтобы горло не было слишком узким. У нас в продаже повсеместно встречаются турки и джезвы с горлышком, которое в два и более раз уже дна. Это плохо! Шапка крема получается слишком толстой и плотной, что пагубно сказывается на температуре — она растет быстрее, чем требуется времени для оптимальной экстракции кофе (порядка 3-4 минут). Получается, что правильное соотношение диаметров горлышка и дна (разница в 15-20%) выступает естественным регулятором температуры и скорости приготовления идеальной турки. В джезве правильной формы к моменту поднятия кофейной шапки, то есть достижения температуры порядка 93-95 градусов, прошедшее время соответствует оптимальному, и не нужны ни таймеры, ни термометры.

Что касается толщины стенок. Существует мнение, что идеал около 1,5 мм. В принципе, не буду спорить с этим. Обоснование против толстостенных турок: если дно толстое, а стенки нет, значит турка сварена из двух частей – это может быть нормально, а может быть причиной пониженной надежности. При постоянном перепаде температур шов может прохудиться. Плюс пайка, кроме того, что она зачастую чисто «китайская» (некачественная), может выполняться с помощью подозрительных сплавов. Плюс в любом случае, эта толстая часть будет выступать паразитным аккумулятором тепла, уже после снятия турки с огня, а нам это не нужно.

Если же турка будет вся толстостенная, то у неё появится минус керамики, о котором я писал выше – она тем более будет отдавать тепло после снятия с огня, контролировать процесс варки станет совсем тяжело.

Джезва

Здесь же скажу о размере турки. Считается, что классическая турка может быть не более 100-130 мл. В ней обычно варится 70-100 мл соответственно на 7-10 грамм мелкомолотого кофе.

Вообще, эталонными пропорциями кофе и воды являются 1:10.

Важно понимать, что если турка будет условно на 150 мл, то и варить в ней нужно немногим меньше, минимум 120-130 мл. Потому что уровень залитой воды должен быть близок к горлышку, чтобы площадь открытой поверхности и «пробка» из пенки были оптимальными, чтобы к моменту поднятия шапки до краев джезвы температура была не более 95. Если вы будете варить в турке на 150 мл только 70-80 мл напитка, то можете легко просмотреть момент поднятия шапки, в том плане, что когда шапка будет уже у краев — будет поздно, кофе начал кипеть, температура под 100 и более.

Имейте в виду, сваренный в турке кофе содержит наибольшее количество кофеина среди всех типов кофейных напитков. Тут дело в том, что «крепость вкуса» и «количество кофеина» — не тождественные понятия.

Индукционная плита

3. Турка и индукционная плита

Варить кофе в турке можно практически на любом нагревающем источнике: газовая или электрическая плита, песок, угли, русская печь. Но есть известная проблема с индукционными плитами. Никакая турка, кроме стальной, нагреваться не будет. То есть идеальная, медная, идет лесом, что делать?

Есть несколько вариантов:

1. Купить стальную и пытаться осваивать её. Такое себе.
2. Купить специальную медную со стальным диском в дне. Это полумеры, то есть неравномерность нагрева, свойственная обычной стальной турке, здесь тоже будет проявляться. Плюс, так как заранее непонятно, какой толщины стальной диск и насколько он внедрен в медь, нет гарантии, что ваша индукционная плита его «распознает» и будет работать.
3. Купить специальный переходник. Не только медные турки «страдают» от современных плит. Те же алюминиевые гейзерные кофеварки, да и различная другая посуда не совместима с индукцией. И для такой утвари существуют переходники, которые нагреваются сами и передают тепло «дальше», стоящей на них посуде, в нашем случае турке.

Из «обычных» плит лучше всего подходят газовые, так как на них можно очень тонко настраивать огонь, а нужен нам наименьший.

Цены на медные турки

Ниже табличка с автоматически обновляемыми ценами в популярных интернет-магазинах, в которых можно купить медную турку (начиная с самых дешевых):

Ввод в эксплуатацию (перед первым использованием)

Есть пара советов, что стоит выполнить перед началом использования новой турки/джезвы:

  1. Промыть чистой водой.
  2. Прокипятить с лимоном (кроме случая с алюминиевой туркой).
  3. Сварить первую порцию с кофе, но его не пить, а вылить.

Суммарно это даст чистоту, дезинфекцию и чуть покроет турку изнутри эфирными маслами, которые будут выступать своего рода защитным слоем. После этого можно готовить смело.
Да, мыть турку чистящими средствами, равно как в посудомоечной машине, не рекомендуется в принципе.

Как правильно сварить кофе в турке

Вообще, «правильно» здесь не особо уместное слово. Способов варить кофе в турке достаточно много, существует масса рецептов, в том числе, с добавлением различных специй, коими знаменит Ближний Восток. Но один из классических вариантов выглядит примерно так:

  1. Берем свежеобжаренные зерна любого сорта и обжарки по своему вкусу. Мне лично нравится арабика светлой обжарки, так как с учетом принципа варки в турке темная обжарка начинает излишне горчить. Мелем их «в пыль» на любой ножевой (ротационной) кофемолке (худший, но приемлемый вариант), лучше — на хорошей ручной (специализированная турецкая Sozen/TimA или просто очень качественная универсальная, но дорогая Commandante C40) или на серьезной жерновой, лучше с жерновами диаметром от 64 мм и больше. Электрические с более мелкими жерновами (все вот эти дешевые конические с 38 мм) подходят слабо, к сожалению. Вы должны получить равномерный минимально возможный помол размером в сахарную пудру. Кофе из турки – это именно тот напиток, для которого дешевые ротационные кофемолки подходят лучше, чем недорогие жерновые.
  2. Засыпаем 1-2 чайные ложки кофе (7-10 грамм) на 70-100 мл воды комнатной температуры, добавляем сахар и специи по вкусу, перемешиваем. Не стоит использовать воду ни охлажденную, ни подогретую, это все от лукавого. Если у вас есть выбор воды по минерализации/жесткости, то можете смело использовать минимальную, например, из бытового обратно-осмотического фильтра с минерализатором — это обычно 60-100 мг/г. Вот, например, недорогой вариант для дома. Также доступные и качественные делает Гейзер.
  3. Ставим турку на слабый огонь, чем дольше она будет нагреваться – тем лучше. Но всему есть предел, более 5-6 минут на 250 мл не стоит, может быть переэкстракция. Оптимально для 100 мл — 3-4 минуты.
  4. Кипятить нельзя, максимальная итоговая температура напитка – 95 градусов. Как только пенка поднялась до краев – сразу снимаем турку с огня.
  5. Сразу переливаем все содержимой в чашку/чашки вместе с осадком.
  6. Ждем оседания и остывания — невозможно пить напиток температурой 95 градусов — около 3-5 минут по вкусу.
Sibaristica. Качественное кофе оптом и в розницу. Скидка 10% по купону SIBA101KOFE
Sibaristica. Качественное кофе оптом и в розницу. Скидка 10% по купону SIBA101KOFE

 

Региональные рецепты (+ делимся в комментариях)

Существует множество вариаций классического турецкого рецепта кофе из джезвы, в основном, в странах, которые раньше были в составе Османской империи или под её влиянием.

Например, в Боснии и Герцеговине я наблюдал процесс приготовления с использованием двух турок:

  • В одной сначала просто подогревается молотый кофе
  • В другой кипятиться вода, которой заливают кофе в первой турке
  • После этого первую турку ставят на огонь и (как и в классическом рецепте) три раза доводят почти до кипения
  • Но есть нюанс — на каждой итерации кофейную пенку снимают ложкой и кладут в чашку. В результате к концу варки у вас получается полчашки кофейной пены, в которую добавляют жидкий кофе из турки.

Таков кофе по-боснийски, но я уверен что во многих странах есть свои локальные рецепты. Если вы знаете такой — поделитесь им в комментариях!

P.S. Варианты добавления щепотки соли и предварительного нагрева турки (по крайней мере в случае не сильно толстой меди) лично я не котирую. Как по мне, вкус с солью или не меняется, или становится хуже, а преднагревом турки можно обжечь засыпаемый кофе, с учетом залива холодной воды, смысл мне тем более не понятен.

В статье использованы фотографии авторов Tyrone Adams,  Roving-Aye! по лиц. CC BY-SA 2.0; автора (Elba) Dave Shewmaker по лиц. CC BY-NC-ND 2.0; автора Jason Rogers по лиц. CC BY 2.0

Автор: Дмитрий Юрченко

31/07/2018

Есть вопросы или отзывы? Спрашивайте в комментариях

Но сначала, пожалуйста, изучите раздел "Частые вопросы"

27 комментариев

  1. Да, всё правильно. Хороший обзор.
    Турка была дома всегда. Но, освоить её целое исскуство. Я потратил 3 турки и пол года. Благодаря вашим статьям, описавшим наконец физику процесса понял что нужно делать.

    Александр

    28 Авг 18 в 05:00

    Ответить

  2. Дмитрий, добрый день!

    Спасибо за интересный материал.

    К тезисам статьи, однако, есть ряд комментариев/замечаний:
    1. по опыту: трижды доводить кофе до состояния, когда крема начинает быстро подниматься через горлышко турки — значит получить на выходе очень крепкий (и естественно горький) кофе. Поэтому более корректно (опять таки, на мой взгляд) — в процессе приготовления напитка следить в первую очередь за консистенцией и цветом крема: чем темнее (и грубее (по фактуре), с появлением крупных пор) становится крема, тем крепче напиток. Далее — игра на этих параметрах для получения напитка требуемой крепости.

    2. в готовом напитке горечь дополнительно создается взвесью кофейных частиц, остающихся в крема — легкое встряхивание и покачивание турки после приготовления кофе с последующим отстаиванием напитка на плите дает возможности кофейным частицам из крема вернуться в раствор. Далее, наливаем кофе тонкой струей из турки в чашку — на выходе получаем напиток с более мягким вкусом. Здесь есть нюанс: если турка керамическая, то в силу маленькой теплопроводности стенок напиток остывает медленнее, чем оседает гуща — есть риск, отстаивая напиток, получить избыточную экстракцию вкусовых веществ из кофейного порошка.

    3. Обжарка кофейного порошка до залива воды приводит к потере порошком доли (если не всех) ароматических веществ кофе. В результате кофе выходит более «плоским» на вкус.

    Вот, кстати, ссылка на обобщение экспериментальных данных по завариванию кофе:
    http://n-t.ru/ri/fz/fz204.htm
    (Смотреть пункт в).

    А С

    13 Сен 18 в 16:21

    Ответить

    • по поводу обжарки кофе для турки — я не в теме, признаюсь, но думаю что это традиция, сохранившеяся со времён, когда кофейные зёрна предварительно не обжаривали, а делали это непосредственно перед приготовлением — уже в молотом виде. возможен такой вариант?

      Андрей PL41

      14 Сен 18 в 11:20

      Ответить

      • На мой взгляд, такой вариант был возможен.

        Однако принципиальным недостатком обжарки порошка в турке является то, что площадь, с которой испаряются ароматические вещества на порядки больше площади целых зерен — потеря порошком ароматических веществ идет в этом случае с очень большой скоростью (возможно, большей, чем скорость обжарки), что в конечном итоге должно приводить к потере готовым напитком вкусовых качеств.

        Возможно, обжарка порошка прямо в турке была необходима для карамелизации сахаров, входящих в кофейное зерно, но этот процесс идет и так при обычной обжарке зерна.

        Честно говоря, я склоняюсь к варианту, что подогрев был необходим для выветривания из порошка определенных ароматических веществ, специфичных для данного конкретного сорта кофе. Размалываем зерна, прогреваем их, степень обжарки почти не меняется, зато летучих веществ становится гораздо меньше — соответственно, можем получить напиток с комбинацией вкусов от более темной и более светлой обжарки.

        А Вы пробовали так кофе готовить?

        А С

        15 Сен 18 в 18:04

        Ответить

        • конечно, пробовал пару раз, но в общем, турка для меня осталась ностальгической приметой кафе 70х, когда действительно готовили на горячем песке. поэтому сразу и сказал, что я не в теме.

          Андрей PL41

          15 Сен 18 в 22:59

          Ответить

          • Вообще это самый верный вариант — готовить на песке: равномерность нагрева и ограничение на максимальную температура дна турки…

            Если, как Вы говорите, такой способ заваривания кофе постепенно сошел на нет после 70х, то это очень жаль: кто же будет передавать «кофейные» опыт и знания?

            А С

            16 Сен 18 в 11:42

            Ответить

            • в южных странах-то по прежнему готовят, наверно, и на огне, и в песке, несмотря на то, что появились также электрические турки, и эспрессо набрало силу.
              я имел ввиду территорию бывшего ссср. а в западной европе, в местах с большой концентрацией турок и других южных народностей, думаю что тоже поддерживают традицию. интересно, как на самом деле.

              Андрей PL41

              16 Сен 18 в 16:07

              Ответить

              • Для этого потребуется объездить не один десяток мест…)

                А С

                16 Сен 18 в 17:08

                Ответить

  3. Для индукции можно, я думаю, соорудить такое:
    1. чугунную сковороду на плиту
    2. в неё чистый кварцевый песочек
    3. ….
    4. PROFIT!!!

    чугун на индукции работает наотличненько, и выдержит перегрев, неизбежный при нагревании «насухую», без испаряемых продуктов
    нагрев турки от песочка — идеальный вариант приготовления

    ZingeR

    24 Окт 18 в 18:31

    Ответить

  4. Здравствуйте! Вы немного ошиблись, ваша последняя ссылка для покупки медной турки — это ссылка на ккерамическую турку бразильской фирмы Ceraflame, просто она — цвета меди))

    Юлия

    2 Ноя 18 в 15:51

    Ответить

    • Ссылки на сайте собирает робот, ему свойственно иногда (но крайне редко) ошибаться. Вручную я только на странице акций ссылки размещаю.

      Дмитрий

      Дмитрий

      2 Ноя 18 в 20:47

      Ответить

  5. Здравствуйте! Вы пишете в статье про заваривание кофе в турке, про несколько поднятий. Я на ютубе недавно нашёл видео, в котором, как указано, «чемпион России по завариванию кофе», показывает, как правильно варится кофе в турке и говорит, что «поднимать» несколько раз неправильно, что это миф ещё с советских времён. Кидаю вам ссылку, я установил в ней время, где об этом говорится. Можете как-то прокомментировать?

    Евгений

    22 Апр 19 в 00:47

    Ответить

    • Могу. Это вопрос крайне дискуссионный. И я не чемпион по туркам. И даже я бы сказал не специалист, о чем вроде как написано в первом абзаце данного материала, нет?

      Дмитрий

      Дмитрий

      22 Апр 19 в 11:58

      Ответить

      • Да, всё понятно. Я же не с наездом написал комментарий, а с целью дать ссылку на источник информации, которому можно доверять, чтобы статья была как можно более полезна посетителям, только-то и всего…

        Евгений

        22 Апр 19 в 19:17

        Ответить

  6. Если заварить кофе в медной и стальной турках и дать попробовать слепым методом обычным любителям кофе, то сколько из них заметят различие?

    Евгений

    4 Янв 20 в 13:23

    Ответить

    • скорее всего никто не заметит, но дело то не во вкусе, а в удобстве варки. и на стальной можно сделать все правильно.

      Дмитрий

      Дмитрий

      6 Янв 20 в 11:38

      Ответить

  7. Здравствуйте, спасибо за статью! Не могли бы вы пожалуйста посмотреть фотографии вот этой джезвы: https://www.amazon.de/-/en/gp/product/B07Q3Y6DZ6/ref=ox_sc_act_title_4?smid=A31IEEKAFDE33&psc=1, как вам кажется, не слишком ли узкое у неё горлышко относительно дна? К сожалению это чуть ли не единственный вариант из меди на Амазоне, остальные все стальные. Смущает вот только диаметр горлышка.

    Артём

    23 мая 21 в 23:59

    Ответить

    • Да, кажется, что не идеальное соотношение, уже, чем считается эталоном. Но с другой стороны, вроде бы и не сильно криминал 😉

      Дмитрий

      Дмитрий

      24 мая 21 в 14:25

      Ответить

  8. Подскажите, пожалуйста. Пытаюсь сварить кофе на молоке без воды, жирность 3,5%, безлактозное. Соотношение пробовал разное кофе к молоку и 1:10 и добавлял вполовину меньше кофе, плюс сахар, довожу до 95 градусов и снимаю с плиты. Разливаю в кружки, но взвесь не оседает даже через 10 минут, и, получается, что пьёшь кофе с горьким осадком на языке. С водой при аналогичном способе приготовления вся взвесь оседает на дне чашки. Пересмотрел кучу видео про кофе на молоке и вроде все делаю правильно, не понимаю почему осадок не оседает. Может молоко плотнее воды и кофе всплывает в любом случае при заваривании в турке или может где-то я совершаю ошибку?

    Руслан

    27 Июл 21 в 23:39

    Ответить

    • «Может молоко плотнее воды» — скорее всего, именно от этого. Сам на молоке никогда не варит, так что объективно не подскажу, извините.

      Дмитрий

      Дмитрий

      30 Июл 21 в 07:56

      Ответить

  9. Дмитрий, здравствуйте.
    Можно вопрос по поводу джезвы?
    У меня — медная SOY 225 мл и стеклокерамическая плита (не индукция). Её особенность в том, что спираль «блинов» проложена плотными концентрическими кругами, а центр «блина» оставлен без спирали.
    Где по-Вашему лучше располагать джезву: по центру или на периметре?
    Просто пока как-то долго варится мой кофе — почти 7 минут до поднятия «шапки».

    Яков

    14 Сен 21 в 21:53

    Ответить

    • Не сталкивался с такой задачей, но я бы ставил сбоку так, чтобы всё дно турки было над спиралями.

      Дмитрий

      Дмитрий

      20 Сен 21 в 13:49

      Ответить

  10. Здравствуйте!

    Меня интересует такой вопрос: сколько примерно по времени нужно для того, чтобы медная турка остыла, перед тем, как варить вторую порцию? Сразу холодную воду заливать в горячую турку нельзя, насколько я понимаю.

    Владимир

    7 Июл 22 в 20:08

    Ответить

    • Я не большой фанат турки (а скорее вообще не фанат), и такими вопросами не заморачивался. Условно, через 5-10 минут я смело заливал воду комнатной температуры, и никогда проблем не встречал. Но время я не засекал.

      Дмитрий

      Дмитрий

      8 Июл 22 в 08:33

      Ответить

  11. Здравствуйте, Дмитрий!
    Спасибо за Ваш очень интересный и полезный блог! Хотелось бы узнать Ваше мнение об армянских джезвах с двойным дном, с песком внутри: https://www.jezvacoffee.ru/jezva-cezve-ibrik На Ваш взгляд, есть ли в этом смысл, и как такая конструкция сказывается на вкусе кофе? Спасибо!

    Дарья

    23 Ноя 22 в 20:45

    Ответить

    • Эм… Никогда не сталкивался и отзывов не слышал. Но сразу вопрос, а зачем там песок и что он дает? Всегда с турками стремились к лучшей теплопроводности. Песок далек от этого. Нагрев на песке и использование его в качестве промежуточного слоя — разные вещи.

      Дмитрий

      Дмитрий

      25 Ноя 22 в 12:03

      Ответить

  12. Я вот тоже недавно купила медную турку, заказывали через Озон. Попробую на днях сварить в ней кофе. Но особо надежд на вкусный, полученный кофе из турки, не располагаю. Всё же планирую купить кофемашину, это самый лучший вариант в моём случае.)

    Kassandra

    22 мая 23 в 04:45

    Ответить

  13. Оставить комментарий:

    Если вы хотите что-то спросить, то убедительно прошу, поищите сначала ответ в разделе "Частые вопросы".

    Если вы выбираете себе кофемашину или кофеварку, то этот "online-помощник" поможет вам лучше, чем я.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: